Испытание сестринского ухода за пациентами с сахарным диабетом инсулинотерапия: научное обоснование оптимизации ухода

В области лечения сахарного диабета (СД) особое внимание уделяется эффективности инсулинотерапии. Регулярный контроль уровня глюкозы в крови, дозирование инсулина и подбор режимов его введения требуют глубоких знаний и независимости от пациента, а также компетентной поддержки со стороны медицинской бригады. Исследование, недавно опубликованное в журнале Diabetes Science and Technology, представило новый подход к повышению качества инсулинотерапии – комплексный сестринский тест (SU) для пациентов с сахарным диабетом.

Авторы исследования под руководством доктора Мелани Кеннеди из Калифорнийского государственного университета проанализировали клинические данные более чем 2500 пациентов с сахарным диабетом 1 и 2 типа, получавших инсулинотерапию. Данные были собраны в рамках двухэтапного проекта. Сначала основное внимание было уделено выявлению ключевых компетенций, необходимых медицинскому персоналу для оказания качественной поддержки пациентам с сахарным диабетом, получающим инсулинотерапию. На втором этапе была разработана структура тестирования, отражающая эти компетенции, и проведена пилотная программа по их внедрению в клиническую практику.

Тест SU состоит из шести блоков, охватывающих широкий спектр практических и теоретических навыков, которыми должен обладать медицинский персонал.:

  1. Мониторинг уровня глюкозы и анализ данных: Участники теста проверяли свою способность правильно интерпретировать показатели уровня глюкозы в крови, выявлять тенденции и прогнозировать возможные отклонения. Знание диапазонов гликемии и их влияния на самочувствие пациента, а также навыки анализа динамики уровня глюкозы в течение дня являются обязательными.

  2. Дозировка и введение инсулина: Тестирование включало расчет необходимых доз инсулина для различных ситуаций: при изменении рациона питания, физической активности, выявлении гипо/гипергликемии, а также при корректировке дозировок в соответствии с индивидуальными параметрами пациента. Наиболее важной частью работы подразделения была проверка умения объяснять пациентам нюансы применения инсулинов (виды, сроки годности, подкожное введение), а также алгоритм самоконтроля дозирования.

  3. Выбор методов инъекции и расположения мест инъекции: В ходе исследования были проверены знания о различных методах введения инсулина, правилах обработки мест инъекции и цикличности использования участков тела для инъекций, чтобы свести к минимуму риск жирового гепатоза и других осложнений.

  4. Ведение острых случаев гипо- и гипергликемии: Знание алгоритмов оказания первой помощи при колебаниях уровня глюкозы в крови, подбор и назначение необходимых корректирующих мероприятий (глюкоза, углеводы, гормон адреналин в экстремальных ситуациях) проверялись на практических примерах и тестовых заданиях.

  5. Эффективное консультирование и мотивация: проверка коммуникативных навыков и умения выстраивать индивидуальный подход к пациентам с учетом психологического статуса, уровня понимания заболевания и жизненных особенностей. Целью этого блока было продемонстрировать способность медицинского персонала мотивировать пациентов к активному участию в лечении и соблюдению предписанных режимов.

  6. Работа в междисциплинарной команде: Блок включал задания, имитирующие коллективный анализ состояния пациента и планирование совместных действий с эндокринологами, диетологами и психологами.

Результаты пилотного тестирования показали, что внедрение стандартизированного теста SU приводит к:

Авторы подчеркивают, что этот опыт представляет собой важный шаг на пути к стандартизации ухода за пациентами с СД, получающими инсулинотерапию. Разработка и последующее распространение теста SU может способствовать улучшению качества жизни пациентов с сахарным диабетом, эффективности терапевтического процесса и снижению нагрузки на медицинские учреждения, связанной с этим хроническим заболеванием.